Империя РА   Мой путь к чернышам   Черные терьеры - кто они?   Все о Империи РА    Особенности поведения и дрессировки  
Наши производители   Щенки     Гостевая книга       Форум   Фотоальбом 
Как с нами связаться     Ссылки    Каталог собак

Карта сайта  

Особенности поведения и дрессировки

Стр.1, 2

На этой страничке я хочу поделиться своими мыслями и
 
опытом общения и дрессировки собак породы русский черный терьер,
 
накопленными за годы работы с породой. Хотелось бы подчеркнуть,
 
что это МОЙ опыт и МОЕ видение породы. Возможно, кто- то не
 
согласится с моим мнением, поэтому я приглашаю всех желающих
 
поделиться СВОИМИ мыслями на нашем форуме.

   
 
        С моей точки зрения поведение собаки, закладывающееся генетически и полученное от родителей, дедов и прадедов, продолжает свое формирование сразу после рождения щенка на свет.    И как только малыш вдохнул свой первый глоток воздуха - тут же он попал под влияние окружающей среды,которая и будет формировать его отношение к жизни.
           
    Щенки, рожденные под бдительным присмотром опытного заводчика, заботливо принявшего их из лона матери и вдохнувшие запах человека с первыми мгновениями жизни, а потом ощущающие его нежные и ласковые руки на своем беззащитном (пока)теле, всегда вырастают более контактными и внимательными к людям по сравнению со щенками, родивщимися в условиях "приближенных к естественным" - у заводчиков периодически заглядывающих в логово суки проверить все ли живы?
             
      Безусловно, дальнейшая жизнь щенка внесет свои коррективы в формирование характера и психики, но самыми важными и наиболее ответственными являются первые три периода: "ясельный" - с момента рождения и до приобретения его новым владельцем (приблизительно в возрасте 1,5 - 3 месяца). В это время заводчик закладывает первые правила поведения и " хороших манер". Да, да, я не оговорилась, уже трехнедельный  щенок, исследующий ближайшие  предметы комнаты в которой он родился, знает, что  есть на свете "мама"- четвероногая и "мама"- двуногая и обеих нужно слушаться и уважать (ведь мамы зла не пожелают), и уж если что то запрещают - то "наверное они правы". К примеру, четвероногая мама объясняет своему драгоценному чаду, что в чужую миску лезть нельзя (хотя в тоже время приносит в свое логово "добычу"- ешьте на здоровье), двуногая "мама" - объясняет,что нельзя лезть в мусорное ведро (даже если там вкусно пахнет), лезть лапами на стол и требовать еду - придет время и "двуногая мама" накормит вкусно и сытно; нельзя жевать ножку стула (даже если чешутся зубы), зато можно - крупную косточку или чистую и не колючую палку предложенную взамен ножки стула или каблука хозяйских ботинок. Четвероногая мама объясняет, что незванных гостей нужно встречать грозным лаем, а двуногая - когда это нужно,а когда - нет. Четвероногая - общается нежным призывным поскуливанием и сердитым рычанием, а двуногая - нежными словами, когда зовет, и сердитым тоном голоса когда ругает. Так и учится маленький несмышленыш двум языкам одновременно - собачьему и человеческому.
 
    Второй, не менее важный период - переход от заводчика к владельцу.Я называю этот период - "детский сад". Он длится приблизительно с 3 месяцев до 8 - 9 месяцев. В это время малыш знакомится со своими приемными "родителями", в задачи которых входит познакомить его с новыми правилами жизни, дать понять, что делать можно,а что - нет, как понимать то или иное действие новых владельцев, что им нравится, а что нет, чему нужно радоваться, а чего - бояться.
             
       Маленькие черныши (в отличии от щенков других пород) обладают великолепной памятью, причем не кратковременной, а прочной, настоящей, и  информация об окружающем их мире закладывается сразу и навсегда. В этой особенности есть как положительные стороны, так и отрицательные. Ростущий и познающий мир щенок видит его не так как мы- люди. У него нет "мелочей", он видит ВСЕ сразу и ВСЕ запоминает. Для него важен шелест ветра и мимолетная улыбка его хозяина, рука случайно коснувщаяся его спины и пролетающая в это время птица, настроение с которым вышли на прогулку и проехавшая машина. Малыша введет в недоумение  показная доброжелательность человека настроенного по отношению к нему или к его хозяину агрессивно (ведь он видит не только внешнюю маску вежливости, но и мимолетный взгляд, и малейшее изменение в мимике, и слышит мельчайшие нюансы голоса,и запах адреналина исходящий от человека). Он складывает "мозаику Жизни" в единую картину, в   которой недостающее звено ломает все представления. И в это сложнейшее время крайне необходимо доброжелательное и внимательное отношение к нему. Растущий щенок, три недели назад проходивший мимо корявого пня и не обративший на него ни малейшего внимания, может вдруг испугаться его, посчитав, что тот изменился в размере.А на самом то деле вырос он, а пенек не изменился, и задача хозяина терпеливо и корректно объяснить малышу,что все в порядке и бояться тут нечего, а на "страшном" пне  можно мирно посидеть и отдохнуть (даже если вы опаздываете на работу). Маленький черныш выстраивает для себя логическую цепочку поведения: "ситуация"- "реакция владельца"- "отношение к происходящему". Эти три звена и будут его правилами
в будущем, а когда он вырастет то может из этой логической цепочки убрать среднее звено и работать самостоятельно "по СИТУАЦИИ", так как Вашу реакцию он уже давно запомнил и правила игры ему известны. Крайне важно, в этот период становления личности юного черныша, сделать как можно меньше ошибок, как можно больше общаться с ним, бывать в разных местах и ситуациях, а также контролировать свое поведение.
            
     Подростающий черныш буквально считывает с нас информацию, вплоть до того, что  зачастую пытается копировать наши действия и движения, которые "собачьими" и назвать-то нельзя. Например: четырехмесячная Деметра в течении дня внимательно наблюдала как люди открывают дверь на улицу, как поворачивают ручку и как нажимают когда открывают,а потом, сделав свои выводы в точности повторила все  человеческие манипуляции - первый раз медленно, как-бы примеряясь,а потом, после успешной попытки, стала это делать не хуже людей. Маленькая шестимесячная Лори, наблюдая как хозяйка вытирает воду разлитую с ее бороды после питья, решила повторить ее движения и вытирала пол после питья в течении около месяца (потом, правда, решила,что у хозяйки это получается лучше). Е-Рамир, отличающийся особой наблюдательностью, в возрасте 8 месяцев после прогулки спускаясь с крутой горки, быстренько сбежал вниз, но заметив, что его тренер Вита,замешкалась, посмотрел что же она делает и увидев как она почти сидя акуратно спускается, вернулся к ней внимательно посмотрел, сел рядом и попытался повторить ее движения, но проехав на попе метра полтора, сделал для себя вывод, что так "по-человечески" ему не удобно и попытался объяснить тенеру преимущества четвероногого спуска с горки. В следующий раз он решил примерить к себе вредные привычки людей:  я сидя во дворе и отдыхая после его стрижки, решила покурить, взяла пачку сигарет со скамейки,вытащила одну и закурила, а Е-Рамир внимательно наблюдал за моими действиями и вдруг он подходит ближе, берет пачку сигарет в зубы и аккуратно держит, я естественно, пытаюсь ее забрать, но в этот момент он  выхватывает из пачки сигарету и стоит довольный собой и вопрошающий  "ну и зачем это надо?" Продемонстрировав свое достижение мне,своей хозяйке -Нине Владимировне и всем окружающим, подошел ко мне и отдал в руки сигарету. И еще один пример из жизни Е-Рамира,над которым пришлось поломать голову,выясняя логику его поведения: в конце апреля во дворе хозяйки,на клумбе начали  распускаться  тюльпаны, но как только цветок раскрывался Е-Рамир тут-же его срывал.Его, естественно, за такое поведение ругали, но он упорно продолжал обрывать раскрывшиеся цветы(не трогая при этом не распустившиеся), до тех пор пока ему в конце концов не удалось сорвать несколько штук, сложить их вместе и подкараулив выходящую из дома хозяйку схватив свой "букет" в зубы вручить его хозяйке в руки столь демонстративно, что растроганная хозяйка вспомнила как ей незадолго до этой "тюльпановой эпопеи" тоже дарили цветы во дворе, а Е-Рамир это видел и попытался повторить по своему. Надо сказать, что после успешного вручения "букета" с клумбы больше небыл сорван ни единый цветок.
            
       Подобных примеров можно привести множество, а сколько осталось не замеченными?
            
       Далеко не всегда удается понять по какой причине черныш поступает так или иначе, но то, что в его поведении всегда есть какой-то смысл - сомневаться не приходится. И причиной всегда является какая-то ситуация из его жизни сложившаяся в определенный сценарий поведения (не зависимо от того сколько времени прошло с того момента - день или год) из которого черныш сделал свои определенные выводы и спроэцировал на конкретную ситуацию в чем то сходую с предидущей.
            
      Они обладая феноменальной памятью запоминают практически все слова и фразы за которыми следуют какие либо действия, и если это каким либо образом (даже косвенным) относится к ним или их хозяевам, обязательно  когда то отреагируют. Могу привести несколько вполне наглядных примеров явного "подслушивания" у чернышей. Вот один из них. Я-Дану обычно привозил на стрижки ее владелец  на своей машине и всегда присутствовал при стрижках.Но однажды ему пришлось уехать в длительную командировку и на стрижку ее привезла его сестра, в свою очередь попросившая своего знакомого водителя такси  их доставить. Когда стрижка уже подходила к концу и оставалось  минут 30 до окончания, я сказала, что уже можно вызывать машину. Созвонившись мне сказали, что "Сережа"(водитель,которого Дана видела впервые в жизни) сейчас подъедет. Я-Дана, до этого момента спокойно стоявшая на стрижечном столе, вдруг засуетилась и начала выглядывать в окно явно ожидая "Сережу". Никакой другой мотивации у Даны небыло ни за окном ни на улице, а машина как и договаривались приехала через 30 минут.
          
       А вот еще одна маленькая история. На сей раз главным героем стал 2-х летний кобель по кличке Макс. Во время его стрижки ко мне в гости зашла моя подруга Вита (ныне владелица п/з "Чаривна Варта") и увидев, как стоит на столе Макс, рассказала, как ее тогда еще маленькая Ждана, устав во время стрижки, пыталась привалиться боком к своей хозяйке, а та в свою очередь ее ловила и ставила на место. Макс услышав этот рассказ тут-же решил поэкспериментировать и сделал то-же самое движение которое описывала Вита... Сделать-то он сделал, только совсем не учел,что Ждана - 4-х месячный щенок, и поймать ее особого труда не составило, а он ДВУХЛЕТНИЙ крупный кобель, и его  владелец, спокойно стоящий рядом, и в мыслях предположить не может, что его воспитанный черныш может выкинуть такой щенячий трюк! Макс совсем не учел  расстояние между своей спиной и хозяйскими руками, которые при всем  желании не могли его поймать и со всего маху рухнул на пол (благо высота стола всего 50см)! Макс тут же подскочил и очень укоризненно посмотрел на своего хозяина, дескать "почему не ловил? по сценарию ведь положенно?",но долго не обижался, присоединившись к нашему смеху когда мы пришли в себя и все поняли.
              
        После этих и многих других доказательств полного понимания человеческой речи чернышами,мы стали более осторожно высказываться в их присутствии. И когда я об этом говорила очередным новым владельцам, в начале меня не понимали,воспринимая как вымысел или сказку, но потом каждый из чернышей, рано или позно, так или иначе выдавал
свои способности.
              
          Но к сожалению применить в жизни их понимание речи очень сложно, поскольку никогда не знаеш в какой ситуации собака отреагирует на нашу речь,а когда - нет. В основном это зависит от уровня мотивации для собаки: насколько собака заинтересована в том или ином действии  о котором мы говорим, а так-же смоглла ли собака связать длинный набор фраз и слов в единую картину. Я почти уверена, что у всех собак, а у чернышей в частности - ситуативно-образное мышление, базирующееся на их жизненном опыте. Просто у чернышей память во много раз превосходит среднестатистический уровень нормальной собаки и  их условные рефлексы(в переводе на общедоступный  кинологический язык" Павлова") гораздо более сложные и складываются из множества сопутствующих  условно-рефлекторных цепочек, которые собаки других пород просто не в состоянии запомнить. Поверьте, я ни коим образом не собиралась обижать любителей дугих пород собак и точно знаю,что в любой породе есть весьма и весьма одаренные животные, точно так, как и среди чернышей встречаются бездари.
              
        Все, что мною было сказано выше, больше относится к сложностям породы,так как те базовые мотивационные цепочки, используемые  чернышами всю их жизнь закладываются  в том самом "детском саду"- 3 - 9 месяцев и приобретают более оформленный вид уже на третьем этапе жизни - "школа" - примерно с 9месяцев и до 2лет.
Чрезвычайно важно в этот период формирования психики и поведения откорректировать полученные в "детском саду" образы жизненных ситуаций и направить их в нужное русло. Чаще всего без помощи специалистов тут уже обойтись очень сложно. Ошибки закрепенные на данном этапе останутся на всегда.
             
      В этом возрасте черныш переходит из фазы "ребенка", зависимого от "матери", во взрослое состояние. Безусловно главенствующую роль в этом процессе играет гормональное, половое созревание, так называемый "подростковый" возраст. К этому времени притормаживается бурный рост, собака становится более скоординированной, нервные процессы перестают отставать от физиологического роста и собака на какой- то период становится  внимательной и вполне управляемой. Неопытный владелец, успокоенный такими положительными переменами,расслабляется и вдруг начинает замечать, что еще вчера его совершенно мирный пес пока только задумывается -"а не подраться ли мне с соседом?", или "а что будет если я пойду погулять один?", или "а зачем мне подчиняться?"  Тут уже начинает задумываться хозяин...
             
     Черныши чрезвычайно редко выясняют отношения с хозяевами, и то, только ну уж очень неправильно воспитанные или с браком по психике, а вот с необходимостью подчиняться в подростковом возрасте зачастую приходится потрудиться.
             
       Основным ключевым моментом в процессе дрессировки является подбор мотивировки для собаки, поскольку еще одна черта характера, временами бывающая чрезвычайно не удобной - стойкость характера, граничащая с упрямством. Переупрямить черныша - практически невозможно, а вот доходчиво и понятно объяснить, что же хочет от него хозяин - очень легко. Для этого "объяснения"максимально подходит метод заинтересованной мотивации - подбор моментов при которых собака САМА хотела бы выполнить то или иное действие. При этом подходе остается только правильно и вовремя дать команду и максимально ВОВРЕМЯ подкрепить выполнение поошрением. В качестве поошрения подходит все - лакомство, активная похвала, желанная игрушака, игра с хозяином - главное, что-бы собака хотела это получить. По поводу "вовремя", хочу
обратить внимание на тот факт, что при всей массивности и, на первый взгляд,даже некотоой медлительноси, черныши обладают молниеносной реакцией,и не своевременное
подкрепление выполненной команды может свести на нет все старания.
               
       Подобрать "ключик" для работы с чернышом, как правило, особого труда не составляет.Они очень социальны, контактны, с большим желанием общаются со своими владельцами, и зачастую, отказавшись от лакомства, охотно работают за ласку, игру и похвалу хозяина, и просто счастливы и горды тем, что правильно выполнили команду хозяина.
              
      В процессе обучения черныши требуют повышенного внимания владельца и активного участия в этом процессе. Самое главное в этом - не потерять заинтересованное внимание собаки. Когда все идет правильно,собака постоянно внимательно сосредоточена на владельце и в процессе работы не отвлекается от дрессировщика, даже если к ним подбежала незнакомая собака, или на команде рядом увлекшийся владелец наткнулся на стоящего впереди. Отвлекаться от работы черныш начнет только тогда, когда ему станет скучно, и желанное "чудо" под названием  "комдана"подается несвоевременно, а подтверждение правильного исполнения команды (или серии команд) в виде похвалы или лакомства не поступает вовремя или вовсе забывается. Особенно чато это происходит на первых этапах обучения, в основном у новичков, еще невключившихся в ритм занятия.
               
      Правильно подобранный вариант "объяснения" команды гарантирует 100% запоминания действия следующего за командой. Главное перед командой сосредоточить пристальное внимание собаки на себе и умело спровоцировать собаку сделать то или иное действие и после исполнения тут-же поощрить.Буквально следующая, закрепляющая команда, уже будет исполнена. Но это совсем не значит, что работа с командой уже закончена - требуется какое-то время на закреплени совершенствование (в зависимости от самой команды) в других условиях, из другого положения и т. д.. Зачастую сбои в исполнении происходят от нечеткости подачи команды: НЕ правильно поданный жест,НЕ точная голосовая команда, НЕ правильное положение дрессировщика по отношению к собаке во время подачи команды.
              
      Все выше перечисленные правила дрессировки так же применимы и к другим породам собак и  успешно используются мастерами дрессировки, с той лишь разницей, что чернышам этот вариант подходит больше всего и дрессируются они быстрее.
              
    Механический метод дрессировки (механическое воздействие на собаку руками, поводком, ошейником, силовое воздействие) для чернышей приемлем только на этапе закрепления уже известной команды, как корректирующий прием. В противном случае мы рискуем наткнуться на непонимание  ("зчем мне это нужо?"), а в следствии этого и на сопротивление, которое может перерости в упрямое неповиновение. Такие случаи уже были и к сожалению еще и сейчас встречаются даже у профессиональных дрессировщиков, которые привыкли работать с другими породами и НЕ ЗНАЮТ психологии чернышей.
               
        Еще одна, часто встречающаяся, ошибка профессионалов - недооценка привязанности черныша к своему хозяину. Всегда необходимо учитывать, что черныша легче обучать на доверии, когда он спокоен за безопастность своего любимого хозяина и
доброжелательно настроен к инструктоу. В противном случае есть опастность нарваться на агрессию с которой неопытный владелец наверняка не будет знать что делать. Если-же владелец и инструктор доброжелательно расположены друг к другу и владелец не сомневается в компетентности инструктора  тогда их совместная работа доставит массу удовольствия и не займет много времени.
          
       На своих занятиях по дрессировке чернышей (которые меня хорошо знают практически с рождения и общаются на протяжении всей жизни) я ставлю целью обучить владельца и собаку взаимопониманию и усилить их контакт между собой. А поскольку собаки меня хорошо знают и доверяют, то фазу "объяснения" команды собаке я беру на себя, а владельцу объясняю как именно это делается. В результате собака, минуту назад не знавшая команды радостно делает ее как у меня в руках, так и у неопытного владельца, который уже знает, как добиться исполнения команды конкретно его собакой. Эта методика уже проверена годами и всегда дает хорошие результаты. Владельцу остается лишь закрепить навык (корректировать всегда приходится работу хозяина),а за это время их контакт многократно усиливается. Это происходит за счет обучения владельца четкости и правильности подачи команд и сокращения ошибок управления собакой. В этом методе важно не упустить мелкие (детальные) наблюдения владельцев за своей собакой ВНЕ дрессировочной площадки при самостоятельных занятиях и выяснив причину помочь откорректировать тот или иной момент.
            
     Разумеется такой метод дрессировки может работать только при желании владельца добиться определенных результатов в управлении собакой. Но к моему большому сожалению встречаются и такие, которых интересует исключительно рабочий сертификат. Такие владельцы договорившись о дрессировке присутсвовали практически на каждом занятии, но на все уговоры обучить ИХ управлению собственной собакой я получала очень конкретный ответ:" Я к этому не стремлюсь.", или "Нас это не
интересует.", или "Наша собака нас и так слушается.","Мы к этому не стремимся." В результате собака, естественно, дрессировку сдала, конкретно "Собака в городе -2", но с хозяевами она ведет себя как "дикий Тузик на веревочке".  С моей точки зрения цена такого рабочего сертификата гораздо ниже, чем просто безукоризненно управляемая собака, владельцы которой НЕ стремились к получению сертификата, а просто работали с собакой.
              
     Что касается злобы и охранных качеств чернышей, я рекомендую владельцам не опережать события, и заниматься спецкурсами уже после окончания дрессировки на послушание. А на вопрос "Почему он (она) у нас такой добрый?" - я обычно предлагаю протестировать собаку (не ранее 1,5 - 2года,когда психика уже достаточно сформировалась) в условиях приближенных к реальным. Для этого мы моделируем ситуацию в которой собаке необходимо применить свои охранные данные и показать, может ли она кусаться. Опытный фигурант, работая с тестируемой собакой, всегда может точно определить насколько выражена злоба и насколько сильна хватка у собаки. Так вот, все протестированные нами собаки пошли в атаку не задумываясь и работали очень злобно и агрессивно. Тесты проводились двух вариантов: первый - защита хозяина от "хулиганов"(причем снять озверевшую собаку с фигуранта легко дав команду "ко мне") и второй - вторжение на охраняемую территорию собаки. Здесь работа тестируемых собак несколько различна, есть несколько вариантов развития событий:
1. Выяснив, что вторгается посторонний - бросается в жесткую атаку с хваткой и удержанием до прихода владельца( владелец во время тестирования на охраняемой территории присутствовать не должен). После команды "ко мне"- собака отпускает и
радостно бежит к владельцу.
2. При вторжении вначале пытается остановить голосом, лапами, а если не помогает - начинает кусаться. При появлении владельца хватки прекращает, но отходит неохотно, продолжая облаивать.
3.При подходе к охраняемой территории предупреждает грозным лаем, и замолчав отходит в сторону, спокойно стоит и смотрит будет ли входить человек, а после вторжения молниеносно бросается в атаку (как правило,совершенно молча, даже без рыка),
отходят по команде неохотно, не выпуская из поля зрения жертву.
4.Молча наблюдает происходящее, пропускает человека в глубь территории, а потом вначале пытается остановить рычанием или лаем, а еслине помогает идет в атаку.Эти собаки как правило делают короткие рвущие хватки не давая человеку возможности сдвинуться с места. Не отходят по команде до подхода владельца и взятия на поводок.
              
    В зависимости от результатов этих тестирований владелец выбирает - хочет он продолжать дрессировку на охрану или его устраивет то,что уже и так делает его собака.
              
      Иногда поступают заказы на жесткую охрану территории. В таких случаях я рекомендую приобретать пару собак (два черныша в схватке с человеком практически не победимы, разумеется если нет огнестрельного оружия),желательно не представляющих выставочную ценность, так как  готовятся такие собаки по другой схеме, где могут пострадать зубы и т. д., без чего выставочная собака может потерять свою ценность как "выставочная".
           
     Для этих целей  можно взять взрослых собак, уже обученных послушанию (но не жесткой охране), дать время для установки контакта с новым владельцем, его семьей и  с другими собаками (если они есть), обычно это занимает  около месяца. Затем, с опытным инструктором приступить к обучению по Вашим требованиям. Прежде чем начинать обучение хорошенько обдумайте - ЧТО Вы хотите получить после обучения, т.к. черныши дрессируются раз и на всегда , а то, что вы заложите в процессе обучения
останется в памяти собаки как сценарий для ее дальнейшей жизни. Именно поэтому, собак уже отработанных на жесткую охрану брать не рекомендуется - они отработаны под свой сценарий поведения, который с Вашим скорее всего не совпадет.
         
     Никогда не обращайтесь за помощю в дрессировке черныша к любителям- дрессировщикам или профессионалам не имеющим опыта работы с чернышами. Исправлять их ошибки очень сложно (если вообще возможно), а неправильно обученный жесткой охране черныш - собака очень опасная, ведь в пасть даже мелкого черныша спокойно помещается голова человека, а сила сжатия челюстей (в атмосферах у мяня нет данных) позволяет с одного укуса раздробить берцовую кость быка.
          
        Примером жесткой охраны можно привести работу пары собак живущих в одном дворе: Потапыч из Импери РА и Шкода из Доброслава. Опишу, в кратце, их работу: 
           
       При проходе мимо охраняемой территории (в данном случае - усадьба владельца) кто либо из собак контролирует ситуацию - смотрит, что будет делать посторонний, и если проходят мимо,то внимания не обращает. В случае подхода к забору начинает облаивать одна из собак, вторая в это время контролирует - надо ли вмешиваться. В том случае,если облаивание не помогло и случилась попытка проникновения собаки действуют так: кто-то из собак атакует, второй вмешивается в случае необходимости. При попытке отвлечь  собак каким либо предметом - работают только на человека,
при проникновении нескольких нарушителей - разделяются и атакуют каждого. Потапыч, в случае необходимости атаки нескольких

Стр.1, 2

нарушителей -старается облегчить себе задачу контроля над ситуацией - просто сбивает с ног и относит поближе к следующему атакуемому.

Hosted by uCoz